Читать книгу "Кремль 2.0. Последний шанс России"
Автор книги: Максим Калашников
Жанр: Политика и политология, Наука и Образование
Возрастные ограничения: 16+
сообщить о неприемлемом содержимом
Россию развалит дефолт Америки
Американская элита в правление бездарного болтуна Обамы окончательно раскололась – и противоречия в ней очевидны всему миру. Уже ясно, что она не знает, что делать со Штатами, где неудержимо раздувается госдолг. Она не успевает создать новую экономическую модель (вернее, боится открыто предъявить миру план корпоратократии – кастовое неорабовладельческое общество). Политическая система, выродившаяся в вечную предвыборную кампанию и «поднятие рейтингов», ничего, по существу, предпринять не способна. Она по определению не в силах сократить бюджетный дефицит и урезать расходы, ибо это требует диктаторских мер. Это требует одновременного подавления и разбалованных масс потребителей-избирателей, и обнаглевших корпораций.
Госдолг США гораздо больше 110 % ВВП. Ибо нынешний ВВП Америки в 15 триллионов – липовый, плод приписок и мошенничества со статистикой. Если убрать все эти «индексы гедонизма» и приписные ренты, то реальный ВВП США – не выше 10 триллионов, он фактически не рос много лет подряд, физические объемы производства практически не увеличились с 1980‑х. Значит, долговая нагрузка уже превысила 150 % ВВП.
Американская знать до последнего пыталась избегать принятия тяжелых решений, просто запустив печатный станок и выкупая ценные бумаги за счет эмиссии (политика количественного смягчения). Фактически янки перешли к затыканию дыры в казне (через покупку облигаций) с помощью печатной машинки. Напечатанные доллары чрезвычайно раздули фондовый рынок и рынок сырья – это тоже крайне опасный пузырь. С мегатонной силой возможного взрыва. Что будет дальше?
Не знаю, в 2014‑м ли, но в обозримом грядущем Америка объявит о дефолте по госдолгу. Потому что иной вариант – выкуп всех долговых облигаций Соединенных Штатов Федеральным резервом – означает запуск в оборот не менее семи триллионов новых долларов. А это – инфляция доллара. Кроме того, просто выкупить имеющийся долг Америки с помощью Федерального резерва (долларового станка) – не решение проблемы. Ведь нужно сделать бюджет хотя бы бездефицитным, а властители США на это, как мы видим, неспособны. Великий бледнолицый вождь Бара-Кабама предпочитает прежде всего ублажать электорат, раздувая социальные затраты, а не опережающе реиндустриализировать Штаты.
Об этом уже открыто говорят даже вполне либеральные и благонамеренные аналитики, в частности, так считает генеральный директор ООО «ЭМИ» и обозреватель «Коммерсанта» Дмитрий Тратас:
«Ведь расширение программы покупки активов привело к тому, что ФРС уже скупила в денежном эквиваленте около 110 % всех облигаций, предназначенных Минфином к выпуску в этом году. К середине октября эта цифра достигнет 140 %. Если так будет продолжаться дальше, то рано или поздно ФРС станет владельцем всего американского госдолга. В этот гипотетический момент кредитные ставки резко поднимутся, и эпоха дешевых денег закончится – помимо всякого желания монетарных властей, – что приведет к полному финансовому краху…
…По злой иронии судьбы новый кредитный кризис надвигается в тот момент, когда финансовый мир США заговорил о победе над кризисом. Макроэкономические данные выходят просто замечательные – ВВП страны растет, экономическая активность достигла предкризисных уровней 2007 года, а безработица падает. Рынки ждут, что сигналом окончательной победы над кризисом станет начало сворачивания программы финансовой подкачки ФРС США. А как ее свернуть, если на каждый доллар нового долга покупать $1,4 старого? Вот и затаились рынки, не понимая, чего же им ожидать – то ли дефолта, то ли очередного подъема индексов…»
Поэтому, скорее всего, наступит момент, когда придется по факту объявить дефолт Соединенных Штатов с девальвацией доллара. С превращением доллара в мелочь наподобие старых итальянских лир или японских иен. С обесцениванием, соответственно, и госдолга Америки. Что будет сопровождаться чудовищным обнищанием американцев (большинство их не имеет никаких сбережений, кстати). Вослед за этим придется девальвировать свою валюту европейцам, ибо основная часть их торговли идет с Пиндостаном, их товары и услуги моментально станут запредельно дорогими для янки. В принципе и Китай столкнется с тем же.
Единственный шанс американцев на выживание в данном случае – ввести в стране диктатуру, прижать массы и заставить бизнес ударно строить реальный сектор на американской земле, пользуясь резким снижением издержек на рабочую силу. Продовольствием себя янки обеспечивают сами – голода можно не допустить. Но момент будет опасным: Америка окажется на грани сепаратизма штатов и новой гражданской войны. Этот вариант уже проглядывает в нашумевшем бестселлере члена влиятельнейшего Бильдебергского клуба Дамбисы Мойо «Как погиб Запад», о которой я писал еще прошлой весной.
Лучшей книгой США по разделу «бизнес» 2011 г. (top business book) стал труд американо-замбийки, финансиста Дамбисы Мойо «Как погиб Запад. 50 лет экономической недальновидости и суровый выбор впереди» (How the West Was Lost: Fifty Years of Economic Folly – And the Stark Choices that Lie Ahead). Нынче она продается и на русском.
Могу себя поздравить: то, что написано в книгах Максима Калашникова, начиная с 2003 года, с восьмилетним запозданием появляется в США в их книгах-бестселлерах…
«Эти данные, по крайней мере, позволяют предположить, что стоило бы повнимательнее присмотреться к возможным плюсам более протекционистской политики. Есть убедительные причины, почему американцы (как и другие ведущие экономики Запада) не получили больше выгод от глобализации…» – пишет Мойо.
Она считает, что политики Запада должны думать на 20 и более лет вперед, но «к несчастью, как всегда, близорукость Запада, обусловленная политической необходимостью, мешает ему смотреть в далекое будущее».
А дальше автор рубит напрямую: «Именно поэтому нужно срочно отделить экономическое мышление от ближайшей политической необходимости. Все обнулить и начать заново. В конце концов, „будущее не принадлежит малодушным, оно принадлежит храбрецам…“
Более радикальный вариант, говоря о протекционизме, – это дефолт США. Открытый государственный дефолт США нельзя так просто сбрасывать со счетов. Звучит он как катастрофа: фондовые биржи рухнут, стоимость долга взлетит, доллар за секунду превратится в крашеные бумажки и, естественно, поднимется оглушительный международный рев…
Один из вариантов дефолта США – выборочный дефолт, главным образом, невыполнение обязательств перед иностранными держателями американских бумаг и предложение полной компенсации на вновь выпущенные долговые обязательства для находящихся в США граждан с американским паспортом. Вероятно, это привело бы к девальвации доллара, но это не должно сильно волновать американцев в Америке в экономически закрытой обстановке. А в ответ на опасения, что в экономически закрытой обстановке возникнет инфляция, правительство могло бы просто выпустить долговые обязательства, индексированные по уровню инфляции. Но так ли уж плох дефолт для США?
Дефолты уже случались на Западе (в Исландии в 2008 г. и в Великобритании – хотя он и не назывался дефолтом – в 1976 г., когда она была вынуждена обратиться в МВФ за спасительным займом), но, конечно, не с таким эпическим размахом – ведь, в конце концов, это же США, вождь мировых экономик. Не то, чтобы Америка должна была идти на дефолт ради дефолта, чтобы отделаться от всех своих обязательств. Плюс его в том, чтобы Америка начала с чистого листа, чтобы государство обнулило свою финансовую отчетность. Как произошло в Великобритании в 1976 году, такой дефолт мог бы дать США возможность произвести необходимую перестройку внутренней политики, особенно в области долга, а также пересмотреть стратегию «свой дом для всех» и добиться увеличения инвестиций в труд и технологию…»
То есть тут Мойо почти не стесняется: США должны объявить себя банкротом, «кинув» практически всех, кто давал им в долг, и начать «с чистого листа». При этом не опасаясь Китая, который держит громадные резервы в долларах и заемных бумагах Штатов.
«Да, в случае дефолта американская экономика пострадает, если зарубежные инвесторы ее покинут (например, взлетят долгосрочные процентные ставки, и это увеличит стоимость ипотечного финансирования и рынка корпоративных облигаций во вред экономике США), но все же его можно рассматривать как необходимую и временную перезагрузку экономики…» – Пишет Мойо.
Ее выкладки: да, очень пострадает Китай, который столько лет зарабатывал на американском рынке, когда янки брали долги, чтобы покупать доступные товары из КНР и предоставлять рабочие места китайцам. Да, дефолт уронит репутацию Америки. Но это не так страшно, считает автор бестселлера‑2011:
«Конечно, США попрощаются со своей репутацией, но надолго ли? Можно предполагать, что финансовые рынки будут готовы снова кредитовать США через полгода, если судить по опыту России. В конце концов, всего через три года после объявления дефолта по внутренним долгам в 1998 г. международные долговые рынки снова стали принимать облигации из России в ноябре 2001 г. Москва выпустила облигации на 400 миллионов евро…
Многие опасаются, что после дефолта Америка надолго останется в тисках долга и зависимости, от которых ей трудно будет освободиться. Конечно, она может уничтожить долг за счет инфляции, как сейчас происходит во многих странах…, но и этот подход тихой сапой в конечном итоге будет иметь те же последствия…»
В ответ на эти слова Мойо Максим Калашников саркастически улыбнется. Чтобы уничтожить госдолг Америки инфляцией, нужно девальвировать доллар как минимум впятеро – на 80 %. (Девальвация рубля в 1998 г. с шести до тридцати рублей за доллар – пятикратно – составила те же 80 %). Девальвация доллара и дефолт США вызовет мировой экономический коллапс, гонку девальваций других валют, волну бунтов и революций, невероятное падение уровня жизни на Западе (прежде всего, в США), распад свободной мировой торговли в рамках ВТО-глобализации. Нынешняя либеральная глобальная экономика распадется на блоки-империи. Это по тяжести сравнимо с большой войной. И кто там будет снова кредитовать американцев хоть через полгода, хоть через три? Здесь – дурость или лукавство Мойо. Скорее, второе.
Ибо она параллельно с дефолтом США предлагает американцам создать свой замкнутый экономический блок (этакую «империю») в составе самих себя, Канады и Мексики с полумиллиардным населением. Ибо это наилучший из всех возможных вариантов исход. Вернее, наименее худший.
«…Исключая возможность полномасштабной войны, вследствие агрессивной протекционистской политики США в худшем случае главные экономические силы индустриализованного мира разойдутся по своим углам. Можно предположить, что мир разделится на экономические блоки.
Во-первых, американский экономический блок (вероятнее всего, к нему присоединится Канада). В пользу этого региона говорит не просто почти полмиллиарда человек (по демографическим данным на сегодняшний день) с наибольшей покупательной способностью, выраженной в подушевом доходе. Северная Америка легко может стать самодостаточной. Если ввести заградительные меры для торговли и иммиграции, она все равно сможет прокормить своих граждан, обеспечить себя энергией…, а по своим географическим особенностям она в любом случае очень неудобна для вторжения…» – дает весьма откровенный расклад Д. Мойо.
Другие блоки – это угасающая Европа, которая продолжит испытывать системный упадок, а также – Китай. Однако он, по мнению автора, очутится в более тяжелом положении, чем американский блок. Китайцам не хватает пахотной земли и углеводородов, а экономически присоединенные к КНР районы Латинской Америки и Африки все-таки не так привязаны к китайцам, как элементы американского блока-империи.
О судьбе русских в книге – полный молчок.
Образование американского блока после дефолта США Мойо считает скорее полезным (для янки) ударом по Китаю.
«Выгодно ли США подрывать рост Китая? Ведь, скорее всего, это и произойдет в случае настоящего американского дефолта. При росте доли населения, неспособного конкурировать на глобальном рынке, и поголовном падении уровня жизни США не слишком будут волноваться из-за китайских планов роста и вероятного их срыва».
То, что рисует Мойо, означает полное разрушение открытости, Всемирной торговой организации и смерть неолиберализма. Не удивляюсь тому, что Кремль ныне спешно взялся строить Евразийский союз, брать под жёсткий контроль Сибирь и вооружаться. Там, в Кремле, тоже чуют, что приход глобального шторма и распад прежней долларовой системы уже недалеки. Но вот только очевидно, что Кремль с задачами будущего не справится. По причине воровства и профнепригодности. Ибо какой осел строит свой экономический блок (империю), при этом вступая в ВТО, обреченную на смерть и способную разорить остатки русской несырьевой промышленности да агропрома? Только полный осел…
Выскажу свое мнение: это зондаж, подготовка общественного мнения. Ну, а экономика Североамериканской империи-автаркии будет и индустриальной, и фашистской. Кроме того, считаю, что после вынужденного дефолта американцам придется пойти на еще одну операцию – на расчленение РФ. В качестве отвлекающего общественное мнение маневра.
Чтобы свое стадо не дергалось, ему нужно показать ужасы революции и развала РФ. А заодно задействовать свои войска в грандиозной операции по оккупации ключевых позиций в РФ (но не всей РФ!). Благо, после следующих ударов глобального кризиса Российская Федерация будет в ужасающем состоянии. Ее власти и сейчас вогнали ее в спад и урезание бюджета, готовятся выбрасывать с рабочих мест миллионы людей.
В момент удара глобального кризиса РФ и так окажется на грани взрыва, ее верхи выкажут полное управленческое бессилие да еще и расколются. Тут-то искры достаточно будет, чтобы рвануло. Эту искру непременно нам обеспечат. Следите за перспективой американского дефолта.
2013 г.
Самолет со слепыми пилотами
После состоявшейся на днях макроэкономической секции Московского экономического форума (МЭФ) мне уже окончательно ясно: Путин с Медведевым экономический кризис уже никакими силами не предотвратят. Они похожи на слепых пилотов, которые закрыли кабину стальной дверью и не дают никому взять управление. Слепые пилоты – гарантированный срыв в штопор. Мы в салоне лайнера «РФ». Убежден: при МЭФ необходимо уже сейчас формировать Антикризисный национальный комитет. Ядро грядущего правительства-спасателя.
Конечно, они не совсем слепые. Но вместо ветрового стекла в кабине президента и премьера дисплей с некоей вымышленной обстановкой. А это не шибко отличается от слепоты. «Виртуальную реальность» им создают совершенно искаженные доклады министерств и ведомств.
Очень простой пример – программа развития сельского хозяйства РФ до 2020 года. Глава Национального союза производителей молока Андрей Даниленко заявил на МЭФ, что в эту программу изначально заложили нереальные цифры имеющегося производства. А рост, намеченный до 2020 года, просто нереален ни по физиологии животных, ни по технологии производства, ни по заложенным в программу Минсельхоза размерам финансирования. Ибо готовили эту программу только нынешние чиновники-дуроломы, не привлекая к делу отраслевые ассоциации. Ну, а интеллект и профессионализм сегодняшних московских бюрократов известно, на каком уровне. Так что в программе у них – рост по молоку в 2013‑м, а по факту – уже минус один миллион тонн. Спасибо «эпохальному» вступлению в ВТО…
Так ведь это не только молока касается! Глава Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян рассказал: уже несколько лет, как правительство не слушает мнения специалистов-отраслевиков, принимая решения с волюнтаризмом почище хрущевского. В ВТО вступили на таких «кривых» условиях, что с 2015 года рухнет мясоперерабатывающая промышленность РФ. Ведь будут троекратно снижены тарифы на ввоз готовой мясной продукции. Захват рынка происходит по давно отлаженной схеме: сначала цены на импортную продукцию устанавливаются минимальные (при том бешеном уровне государственных субсидий, что существуют для аграриев в Европе, это происходит без потерь для иностранных производителей), а после разорения российских компаний цены опять взлетают вверх.
Мясопереработка была одной из немногих отраслей, которые в РФ сохранились и как-то развились. Порушили машиностроение, часовую промышленность, авиапром, электронику, текстильную и обувную отрасли, биотехнологическую индустрию (СССР был на 2‑м месте в мире по ней), но хоть колбасы и окорока делали все эти годы. Теперь же ее тоже разорят, выкинув за ворота предприятий не менее двухсот тысяч человек. (До этого в критическое положение поставили свиноводов, теперь им приходится помогать за счет государства).
Поверьте, то же самое творится в автопроме, в машиностроении. Правительство и Кремль принимают совершенно дурацкие решения – и все валится. О замораживании тарифов естественных монополий на 2014 год трубили так долго, что те успели вздуть цены на 20–30 %, заранее обеспечив себе успешное пережидание «морозного года». Но какой идиот объявляет заморозку на год, коли в промышленности минимум планирования (в бизнесе вообще) – это пять лет? Все же понимают, что после года тарифы опять рванут вверх. Никто и не думает, что инвестиции естественных монополий надо выносить за их пределы и утверждать законодательно, после суровой проверки. Чтобы за наш счет футбольные клубы не содержались и негры-наемники туда не покупались («Газпром» тратит на футбол больше, чем на свою научно-техническую программу).
Всем ясно, что нынешняя кредитная ставка на корню убивает всякое производство в РФ, даже самое конкурентоспособное. Даже если его целиком перенести из Канады сюда. Без этого не сработают никакие обещанные Медведевым налоговые каникулы (только для малого и среднего бизнеса) и льготы по завозу современного оборудования. Цена кредита убивает все. Особенно при вступлении РФ в ВТО, когда сюда пошли те изделия, что производятся в странах с ценой кредита в 2–3 % годовых.
Что заявляет Центробанк РФ? Что снижать ставку по ссудам нельзя, ибо наш кризис «носит не циклический, а структурный характер». Идиоты, если структура экономики плоха (сырьевая), то надо строить несырьевую, перерабатывающую и наукоемкую промышленность. На дорогие кредиты, «специалисты»? Это невозможно. Вы же закрепляете сырьевую структуру экономики таким образом, садисты!
Но разве кто-то одергивает Центробанк? Никто. А ведь он на корню рушит все, о чем вещают Путин с Медведевым! То есть слепые пилоты невпопад двигают рулями экономики, и это – гарантированное падение. Глубина экономических проблем и управленческая немощь госаппарата таковы, что уже не спасет РФ и отставка правительства Медведева. Не спасут положения и ряд неких мер, даже самых очевидных:
– Снизить тарифы естественных монополий за счет оптимизации схем предоставления услуг и ужесточения контроля за ними, изменить налогообложение поставщиков сырья, а не фиксировать темпы роста тарифов на уровне инфляции.
– Снизить ставки по кредитам за счет понижения ставки рефинансирования Центробанка и норм резервирования. Ограничить ставки по кредитам для бизнеса в банках с участием государства – в СБ РФ, ВЭБе, «Россельхозбанке» и прочих.
– Изменить налоговую систему РФ ради снижения налогов на инвестиции в реальный сектор и обновление производств (при одновременном наращивании налогов на личные сверхдоходы, введении «прогрессивки»).
– Отказаться от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизов для внутреннего рынка, которые раздувают стоимость топлива и душат производство. Выпадающие доходы компенсировать повышением таможенных пошлин на вывоз сырья.
– Обеспечить равные условия конкуренции на международной торговой арене. То есть защитить свой рынок и производителей так же, как это делают западные страны – участники ВТО.
Предложения Максима Калашникова о дополнениях к решению секции (два новых пункта):
– Безусловный отказ от непроизводительных и сверхзатратных мегапроектов вроде футбольного чемпионата и расширения Москвы, за счет этого перенаправление средств в поддержку реального сектора. В такие же его механизмы, как в западных странах.
– Создание под эгидой МЭФ Антикризисного национального комитета для выработки целостной программы вывода РФ из системного кризиса, фактически приступив к подбору состава будущего антикризисного правительства страны.
Кризис РФ нынче не столько экономический, сколько системный. Гнилое государство, управляемое невменяемыми монетаристскими сектантами, откровенными убийцами реального сектора и элементарными профанами, не в состоянии что-либо сделать. Ибо антикризисная программа объективно получается с московский телефонный справочник толщиной. Да пойдет ли эта власть на создание суверенной рублевой системы, сможет ли сменить руководство Центробанка и принципы его работы? Сделает ли его ответственным за уровень занятости в стране, а не только за инфляцию (как ФРС США)? Думаю, что с нашей верхушкой надежды на это бессмысленны. Для борьбы с кризисом нужно бы ее в первую очередь убрать от рычаов управления. Заодно люстрировав всех, кто управлял экономикой и финансами государства с 1992 года, – это ведь одна и та же банда из гайдаро-чубайсовой «шинели».
Система продолжит тупо переть прежним курсом, пока не шмякнет экономику о камни. Что-то пробовать доказывать этой власти? Сие бессмысленно: она никогда никого не слушает и не слышит.
Так называемая «оппозиция», как и власть, продолжает твердить о борьбе с коррупцией и о совершенствовании институтов. То есть о создании, нормальных судов, полиции-милиции, нормальных чиновников, не берущих взятки и не ворующих. Все правильно: это нужно. Но наши расчеты показывают, что реальный сектор в РФ погибает, даже если у нас не будет никакой коррупции, а суды и чиновники вдруг станут безупречно честными. Ибо если сохранить прежний монетаристский неолиберальный курс – тебя убьют только налоги, только проценты по кредитам, только тарифы «чубайсизированной» электроэнергетики и акционированных железных дорог.
Просто надо принять как данность: впереди – массовая безработица, закрытие (как «неконкурентоспособных») нескольких тысяч предприятий, нарастающий кризис пенсионной системы, сокращение бюджетников и прочие прелести. Шок без терапии. Гайдаровщина‑2. Причем именно в 2014–2015 годах. Ибо внешняя волна кризиса нам сильно «пособит». А действия «слепых летчиков» все довершат.
Думаю, что именно это может стать причиной политического кризиса и, возможно, краха режима. Мне интересно: сможет ли режим усидеть, проводя политику «шока без терапии»? Это же не прежние раздачи милостыни и подачек с господского стола, как в 2000–2012 годах.
Надо просто принять это как неизбежность. На глупые массы надежды нет. Массы немыслящих жвачных сложного мышления лишены и последствий экономического маразма не понимают. Они не поднимутся по сему поводу. Они не будут вникать в дебри антикризисных решений, а они простыми по определению быть не могут.
Значит, выход один – создавать при МЭФе Антикризисный национальный комитет, зародыш нового правительства национального спасения. Уже сейчас подбирать кандидатуры на посты министров и руководства Центробанка. Потому что после обвала все равно придется вытаскивать страну из когтей смерти. Никакие улюкаевы – набиуллины или силуановы на это не способны.
Антикризисная программа давно есть. Изложить ее в короткой статье невозможно. Да и стоит ли? Важнее заняться организацией будущего кабинета. Кабинета национальных спасателей.
Все прочее, все предложения и заискивающие послания в Кремль бессмысленны. Если страна под внешним управлением и в руках колониальной администрации, силы попусту лучше не расходовать. Горько, конечно, но придется шмякнуться вместе с «самолетом». Но система должна уничтожить саму себя экономически.
2013 г.