Читать книгу "Железная правда «Русского кошмара»"
Автор книги: Николай Ясиновский
Жанр: Спорт и фитнес, Дом и Семья
Возрастные ограничения: 18+
сообщить о неприемлемом содержимом
Помните, когда происходил арест, в фильмах всегда говорили: «Вы имеете право на адвоката, вы имеете право молчать. Всё, что будет сказано вами, может быть использовано в суде против вас».
Я считаю, что это в какой-то степени, пусть в небольшой, но помогло. Я сказал фэбээровцам, что буду говорить только в присутствии адвоката. И добавил, что подам в суд на тех, кто меня арестовывал, и конкретно на тех двоих, кто меня допрашивал, так как мне не объяснили мои права. Они серьезно испугались и после небольшого замешательства достали бланки, в которых было написано, что мне объяснили мои права. Бланки были пустые, но мне сказали, чтоб я их подписал. Я категорически отказался и еще раз повторил, что подам на них в суд. Тогда один из них закричал: «Ах, ты не будешь подписывать и подашь на нас в суд?! Хорошо, тогда ты будешь разговаривать с Джей Рино». Зная, что это за монстр, я подписал бумаги. Знай я тогда УК Америки так же хорошо, как я узнал его в тюрьме, ни за что бы не подписал эти бумаги. Ведь, по американским законам, при нарушении правил ареста суд обязан освободить человека от уголовной ответственности. После трех часов допроса мне все же разрешили позвонить жене, но предупредили, что я обязан буду говорить с ней только по-английски. Я попытался объяснить, что жена по-английски не разговаривает, но фэбээровцы сказали, что или по-английски, или никак. Выбора у меня не было. Как только я дозвонился, я скороговоркой по-русски сказал жене, что меня арестовали. Жена сообщила, что знает об этом, так как агенты ФБР у них уже были, уже описали всё имущество, и она подписала бумаги о конфискации. Я сказал, чтобы она не показывала новую машину, но было поздно, она отдала ключи. Дело в том, что я совсем недавно купил жене машину и еще не успел поставить на нее номера. Я рассчитывал, что раз уж всё конфисковали, то, продав машину, у жены будут хоть какие-то деньги на проживание. Но опоздал.
После допроса и всех процедур меня из здания ФБР перевезли в тюрьму. С этого момента началась моя тюремная эпопея, о которой я напишу в следующей книге, поскольку она заслуживает большего внимания.

Воркутинские ребята, с кем вместе качался. Кстати, я старше всех лет на 5—6

Международный турнир на призы газеты «Советский спорт». Вильгельм Ясиновский с сестрой

Турнир на призы газеты «Советский спорт». Первые профессионалы СССР/ Алексей Черкасов, я, Игорь Петрухин, Ольга и Влад Кузнецовы… и первая реклама советских тренажеров

А это уже Николай Ясиновский

Воркута. В этом доме я прожил 20 лет. Окна 2-го этажа

Я наконец добрался. Ура, я в Америке!

Та самая сумка, которая раньше меня прибыла к месту назначения. Не багаж потерялся, а я сам

Через 2 недели после приезда в США. Подготовка к первому турниру, 1991 г.

Одна из моих машин. Перед домом

Еще одно авто. На парковке перед клубом, где я работал

Дома у Джеффа. Всего один месяц в Америке

Кадр фотосессии, 1991 г.

По дороге на соревнования в Сиэтл. Лыжная база. Я и Джефф

По пути на Emerald Cup. Я и Аркадий Колтун

На лыжной базе по дороге на соревнования

Emerald Cup, 1991 г. Разминка перед выходом

Emerald Cup. Разминка вместе с Рэнди (человеком, у которого я прожил полтора года)

Моя категория. Emerald Cup, 1991 г.

Emerald Cup, 1991 г.

Emerald Cup, 1991 г.

Emerald Cup, 1991 г.

Emerald Cup, 1991 г.

После Emerald Cup. Колтун, Джефф, я и Рэнди

Я и Рэнди в гостинице. Регистрация участников, 1991 г.

Emerald Cup, 1991 г.

Интервью на радио

Встреча с американскими школьниками. Демонстрирую ноги. На заднем плане/ Александр Васин, Александр Вишневский, Николай Гришанов

На выставке катеров. Я и Колтун. Спокэн, Вашингтон, 1991 г.

Матчевая встреча СССР-США. База ВВС США, Флорида, 1992 г.

Матчевая встреча СССР-США. База ВВС США, ангар для F16. Слева направо: Влад Кузнецов, Сергей Отрох, Александр Иванюк, Николай Шпарубо, Джэфф Брэннон, Владимир Великоиваненко, представительница США, Евгений Колтун, Александр Маслов, я и Александр Вишневский. Флорида, 1992 г.

Чемпионат Центральной Америки и Карибских островов. Сборная Пуэрто-Рико, и я – капитан этой сборной. Аруба, 1992 г.

Я и «Гербалайф», 1992 г.

Так разделывают змею для супа. Китай, 1992 г.

Китай, 1992 г. Я с американцами – наша бригада приехала поднимать фитнес в Китае

Реклама на улицах Гонконга

Гонконг. Самая высокая точка

Китай. Гора Шендзен. Парк миниатюр и достопримечательностей. Здесь – макет резиденции Далай-Ламы в Тибете. 1992 г.

Китай. Гора Шендзен. Здание построено у подножия горы. Там, по преданиям, живет дракон. Поэтому решение в виде окна сделано для того, чтобы дракон мог спускаться к морю

Зданию более 2000 лет. Это – резиденция самого богатого человека Гонконга

Китай. В парке миниатюр. Статуя Будды

Россия. Я и Джим Меньен – руководитель Дивизиона профессионалов IFBB. Встреча старых знакомых

Турнир «Олимпия-94». Я и Брэйд Крейг – основатель Emerald Cup. Атланта, Джорджия

Подготовка к Toronto Pro, 1998 г.

EuroPro, «FLEX magazine»

«Flex magazine», Chicago Pro report, 1994 г.
Россия – Америка
В этой части книги я хотел бы провести сравнительный анализ России и Америки. Показать на примерах, чем же эти страны отличаются друг от друга. Что хорошего и плохого есть у нас, и что хорошего и плохого у них. Я попытаюсь сравнить не только наши народы и их образ жизни, но и судебную и политическую системы, позволю даже немного окунуться в исторический экскурс. Всё, о чем я буду рассказывать, основано на реальных событиях и фактах, да, собственно говоря, как и вся эта книга. Почему я хочу об этом написать? Да потому что большинство россиян толком ничего не знает об Америке, а если и знают, то только из программ TV или по слухам людей, которые были в Штатах, но только в гостях, по путевке. Могу вас заверить, что Америку, даже прожив в ней полгода-год, не понять. Для того, чтобы сложилось объективное мнение об этой стране, надо прожить в ней года 4, и то не на одном месте. Вот почему меня раздражают наши политики, которые в своих выступлениях на телевидении и в интервью часто упоминают об Америке как о стране цивилизованной и демократичной. Да и некоторые журналисты на том же телевидении и радио любят об этом порассуждать. Часто такие речи звучат от наших младодемократов и младореформаторов. Хотя они уже совсем не молоды. А кто-то из них, из коммунистов, стал демократом. И хочется спросить: «Ребята, а что вы знает об Америке? Ведь в большинстве случаев вы приезжаете туда в командировку и проводите там от нескольких дней до пары недель максимум. Даже если вы, дорогие мои чиновники, политики, демократы, прибываете в Америку на чуть больший срок, с кем вы там встречаетесь? С нищими и бедными, с уголовниками и зэками, с простыми американцами и эмигрантами? Нет. Вы встречаетесь с такими же, как вы, ни больше, ни меньше». Нет, я не хочу запретить высказывать свое мнение. Но если что-то говоришь, говори со знанием дела, а так мы все можем языком молоть. Нечего людям голову морочить. Кто-то может и мне сказать: а ты разве не морочишь людям голову? Нет. Потому что я говорю только то, что видел и знаю сам, о том, через что я сам прошел. И, в отличие от многих, знаю Америку с самого низа и до верха. Я знаю Америку как эмигрант и как спортсмен, как тот, кому приходилось спать зимой на скамейке, потому что негде было жить, и как тот, кто стал миллионером и общался с такими же людьми. Я знаю Америку и со стороны тюрьмы, потому что сам отсидел в нескольких из них. Поэтому я могу судить об этом больше, чем кто-либо. Говорят, сколько людей, столько и мнений. Да, это так. Но я еще раз повторю, что всё, о чём я пишу, я испытал на собственном опыте. И за свою жизнь я разговаривал со многими людьми, и никто мне еще не сказал, что я вот здесь, здесь или здесь не прав. Считаю, что знаю Америку лучше, чем Москву. Я могу поехать в любое место Штатов и никогда не заблужусь, а в Москве запросто потеряюсь. И это потому, что
Америку я объездил на машине и облетел на самолете вдоль и поперек. Я знаю только двух человек в России, кто говорит об Америке честно – это Михаил Задорнов и Александр Иваньков.
Хочу сразу сказать, что у меня нет ненависти к Соединенным Штатам. Да, я попал там в тюрьму. Но отсидел не просто так, а за дело. Я понимаю, что нарушил закон США и за это был наказан не только заключением, но и тем, что закончилась моя карьера спортсмена. И последнее для меня больнее всего.
Природа, дураки и дороги
Но все же начну со сравнения. Сама по себе Америка очень красивая страна, и по климатическим условиям даже в чем-то лучше России. В Америке есть такие штаты, как Калифорния, Флорида, Гавайи, Луизиана, Техас, Невада, где всегда тепло и нет зимы. Вы скажете, что у нас есть Сочи. Но Сочи зимой и Калифорния зимой – это две большие разницы. А сравнивать Сочи и Флориду вообще нельзя. Таких теплых штатов, да еще и на берегу океана, у нас нет. А если взять штат Вашингтон, то как я, по-моему, уже писал, он вообще уникален. Например, в Спокэне великолепны все времена года, а зима очень снежная и мягкая. В Сиэтле зимой практически не бывает снега, там зима напоминает зиму в Англии. И добавьте ко всему этому то, что у штата есть прямой выход к Тихому океану и на территории штата расположены очень красивые горы Rocky Mountain и действующий вулкан St. Hellens. Короче, тут тебе чуть-чуть нашего Кавказа, Сочи и Камчатки. Ну, разве не прекрасная страна? А чего стоит огромный, с нетронутой дикой природой штат Монтана, где самый большой город Мизулла с населением всего 11000 человек. В Монтане, гуляя по лесу, можно совсем не случайно встретиться с диким оленем или кабаном. Горные реки врываются в равнину через фантастической красы водопады и перекаты, где в кристально прозрачной воде беззаботно гуляет форель и много другой редкой рыбы. А какой в воздух! Чистейший. Или, к примеру, штат Аляска! Когда я впервые приехал в Анкоридж (это на юго-востоке штата), меня не покидало чувство, что я вернулся в родные края. Не просто в Россию, а именно на свою малую Родину. Потому что природа один в один похожа на природу в городе Инте. Инта – это небольшой шахтерский городок, чуть южнее Воркуты, откуда родом моя жена. Так вот, в Воркуте – тундра, а в Инте, как и на Аляске, – лесотундра. Удивительным образом природа этих уголков земли схожа. И еще на Аляске растут наши родные березки. Больше ни в одном штате я берез не встречал.
А кто-нибудь видел небо в Америке? Я не знаю почему, но когда на него смотришь, то видишь, что оно не просто выше нашего, но и другого цвета. Оно не голубое, оно какое-то другое, название этому цвету очень сложно подобрать, но ведь дело не в названии. Я так и не смог привыкнуть к этой красоте, и каждый раз, запрокидывая голову, у меня сжималось сердце от созерцания американского неба. Могу продолжить сравнивать природу России и Америки, но уверен, что этого достаточно, чтобы понять, что Америка очень красивая.
Города и дороги. Если рассуждать о городах США, то можно сказать, что, с одной стороны, они все разные, а с другой – одинаковые. Разные они потому, что центр города в Америке или, как его еще называют, Down Town – это своего рода шедевр архитектуры. Нет ни одного похожего центра города в Америке. И это своего рода визитная карточка штата. Практически безошибочно можно определить, к какому штату относится тот или иной даунтаун. В остальном же Америка – это двух– или трехэтажные здания, похожие друг на друга.
Что еще мне нравилось в Америке, так это аэропорты. Они так же уникальны по своей архитектуре, как и даунтауны. Поражает то, что всё в них продумано до мелочей – от подъезда к аэропорту до парковок и внутреннего расположения стоек авиакомпаний, магазинов, ресторанов, кафе, баров – всего этого множество, но не создается столпотворения. Указатели висят на каждом шагу, поэтому заблудиться или потеряться невозможно, даже в таких больших аэропортах, как Ля Гвардия, Кеннеди. Сервис и обслуживание клиентов на самом высоком уровне. Поэтому мне всегда нравилось летать на самолетах. Вся поездка от начала и до конца доставляла огромное удовольствие. Если кому-то придется жить или работать в Америке, то я советую посмотреть аэропорт в Лас-Вегасе, который больше похож на казино, и аэропорт в Орландо, штат Флорида. В этот город американцы летят ради того, чтобы увидеть сам аэропорт. Очень красивый и большой аэропорт в Чикаго, штат Иллинойс. Вот вам и еще один большущий плюс Америки.
Что же касается дорог, то здесь между Америкой и Россией такая большая разница, как если бы сравнить размеры грузовика и самоката. Это еще один плюсище в копилку Америке. Летать на самолетах в Америке приятно, но не менее приятно путешествовать и просто ездить на машинах. Асфальтовые дороги там есть даже там, где их, вроде бы, не должно быть по определению. И если даже дорога не асфальтирована, то «грунтовка» ничуть не хуже – нет ни выбоин, ни ухабин, и она почти идеально ровная. Дороги в Америке широкие, как правило, 2~3 полосы в одну сторону. Я имею в виду интерстэйты, то есть дороги, соединяющие один штат с другим. Такая дорога обозначается литерой I, ее еще называют highway. Есть в Америке и еще один тип дороги, называемый freeway – это крупные автотрассы внутри штата, и скорость на них обычно не выше 55 миль в час, тогда как на highway – 65 миль в час (умножаем на 1,6 и получаем скорость в км/ч). Дороги в Америке чистые, не пылят, с нашими не сравнить. В Штатах можно ездить несколько месяцев, а машина все равно будет чистой. Как правило, я, да и другие американцы, моем машины на автомойке не потому, что она грязная, а просто чтобы она блестела. Но вот почему в Америке на дорогах нет пыли, я до сих пор не пойму. Вроде бы ничем таким не посыпают, но они все равно не пылят. Даже на проселочных дорогах, где по бокам растет трава, та же сухая земля, и ветры дуют, но не пылит и всё тут. Просто мистика какая-то. У нас же машину помоешь, а через 2—3 дня на ней такой слой пыли, хоть соскребай и в утильсырье сдавай.
В Штатах скоростные дороги практически не имеют встречной полосы. У них, как правило, идет 223 полосы в одну сторону, а «встречка» через 50—100 метров, это, по сути, другая дорога. А у нас? Одна полоса туда, другая обратно. Ночью ехать невозможно – фары слепят и глаза быстро устают. Часто образуются пробки – невозможно обогнать впереди идущую фуру из-за встречного потока, и еще из-за этого очень много лобовых столкновений.
Еще одно преимущество американских дорог – это то, что они никогда не проходят через населенный пункт, они находятся рядом в 200—300 метрах от него. Что это дает? Да просто нет светофоров на дороге и не надо останавливаться. Наши чиновники ратуют за то, чтобы снижалась аварийность на дорогах, но всё, до чего они могут додуматься – это повышать штрафы. А с повышением штрафов увеличивать свой личный и семейный бюджет. Еще ни разу не слышал ни от одного гаишника – рядового или генерала, чтобы они вышли с предложением к Правительству РФ, Министерству транспорта вывести дороги за пределы населенных пунктов. Если задать вопрос начальнику ГАИ или его замам: сколько людей погибает на дорогах из-за того, что трассы проходят через населенные пункты, то уверен, что они не только не смогут ответить, но у них и статистики такой нет. А сколько гибнет людей, когда какой-нибудь пьяный тракторист, переходя дорогу, попадает под машину. Да и не только пьяный, и не только тракторист. А ведь если вынести дороги за пределы населенных пунктов, то уверен, смертность снизилась бы процентов на 30, как минимум.
Вот один пример из нашей жизни. Я часто езжу в Суздаль. Всего каких-то 230 км. Даже при скорости 80 км/ч за три часа можно спокойно доехать. Но иногда едешь 5—6 часов, и всё из-за пробок. Простоишь, а потом догоняешь упущенное. Я бы рад ехать с положенной скоростью, но тогда весь день проведу в дороге. Но помимо пробок есть еще светофоры в деревушках. И вот остановишься на 2—3 светофорах (а если их нет, то все равно по правилам нужно снизить скорость), – то потеряешь кучу времени! А таких деревень надо проехать больше десятка. Я, когда построили в Москве МКАД, часто думал, почему там так много пробок, а в Америке такого нет. И понял: в Америке никто не строит магазины, кафе, рестораны, строительные рынки ближе, чем 200—300 метров, а то и 500 метров от трассы. Если ты едешь из штата в штат и захочешь остановиться и пообедать или что-нибудь купить, надо будет съехать с трассы. У нас же всё строится чуть ли не на самой дороге. А потом мы сетуем на то, почему такое плохое движение и так много пробок. И ругаются не только простые водители, но и все остальные, от бизнесменов до гаишников и чиновников.
А что ругаться, если многие из них рассуждали примерно так: ах, какой я умный, подписал разрешение, срубил бабок. Другой думает: ах, какой я умный, что смог так близко к дороге построить магазин. Только ведь это не признаки ума, а признак полного его отсутствия. Потому что еще десятки и сотни таких вот «умников» настроили около дорог свои магазины, кафе, рестораны, рынки, а потом сидят в своих машинах в пробках и матерят всех и вся, вот только не могут понять, что сами в этом и виноваты.
Что же касается организации движения и всего, что с этим связано, то и здесь Америка ушла от нас далеко вперед лет этак на 50—70. Указатели на дорогах стоят на каждом шагу, улицы и номера домов написаны четко и вынесены к проезжей части. Сдать на права в Америке – раз плюнуть. Об этом я расскажу поподробнее. Экзамены на права в Америке я сдавал дважды, и каждый раз это занимало около 40 минут, включая сам экзамен вождения и получение прав. Первый раз я сдавал на права через полгода после приезда в Америку. Естественно, перед сдачей я читал очень небольшую книжицу о правилах вождения. В 11 часов я приехал в полицейский участок и взял талончик, в котором указан порядковый номер. Когда на табло высветился мой номер, я подошел к компьютеру, на котором появились вопросы моего билета. В каждом билете 15 вопросов, в них я могу сделать 6 ошибок. Если больше, – экзамен не сдан. Можно прийти в любой другой день. Все вопросы очень легкие. Например: «Что вы будете делать, если на перекрестке мигает желтый светофор?» Варианты ответов:
1. Продолжите движение со своей скоростью.
2. Замедлите ход.
3. Остановитесь и поедете на зеленый.
Или еще: «Впереди вас остановился школьный автобус. Что вы сделаете?»
1. Остановитесь и будете ждать, пока автобус не тронется.
2. Обгоните его.
3. Медленно поедете.
Здесь надо сказать, что когда школьный автобус останавливается, то у него автоматически сбоку выдвигается знак STOP, так что ответить на этот вопрос тоже не составляло труда.
Приведу еще несколько примеров.
«Вы собираетесь ехать задним ходом. Что вы сначала сделаете?»
1. Повернете голову и посмотрите назад, затем в стекло заднего вида и затем поедете.
2. Сначала посмотрите в стекло заднего вида, потом повернетесь и посмотрите назад и поедете.
3. Поедете и будете смотреть назад.
«Какая дистанция должна быть между вашим и впереди идущим автомобилем и как ее определить?»
В Америке дистанция между автомобилями должна быть в 2 секунды. Как вы уже поняли, вопросы очень легкие. Но треть вопросов очень актуальна во время вождения, и хочу вам сказать, что многими из них я до сих пор пользуюсь, уже на подсознательном уровне.
После того, как сдашь устный экзамен, у тебя спрашивают: когда вы будете сдавать вождение – сейчас или потом? Вождение в Америке все сдают на собственной машине, и не важно, какая коробка передач, автоматическая или механическая. Экзамен проводится по определенному маршруту, как правило, по протяженности не более 1,5—2 км. Во время вождения просят запарковаться у обочины, проехать перекресток, регулируемый и нерегулируемый, и сделать параллельный паркинг, то есть запарковаться как бы между двух автомобилей в специальном боксе. Правда, размер этого бокса таков, что в нем может разместиться сорокафутовая фура. После вождения, если ставят зачет, тебя фотографируют – и права готовы. Не тратишь ни нервов, ни времени.
Сравните с нашей сдачей. Как-то недавно на телевидении начальник ГАИ РФ, сидя перед журналистами, сокрушался: почему же наши люди стараются купить права, а не сдавать? Так и хочется ему сказать: «Включи мозги, товарищ генерал. Если бы у нас человеку для получения прав требовалось минут 40, и не было бы толкучки, как в метро, то никто бы права не покупал. Да и пора упростить экзамены, а то скоро самих вопросов будет больше 1000». Все это можно было давно сделать. Но никому это не надо. Разве хочется гаишнику потерять дополнительные несколько тысяч долларов в месяц? Конечно, нет.
Почему же в Америке я честно сдавал, а в России мне проще было сунуть деньги? Ответ прост: само государство и ГАИ подталкивали меня на это. Получить честно права в России – это своеобразный подвиг, для свершения которого надо потратить кучу нервов и времени.
Если бы я был министром внутренних дел, то незамедлительно снял бы с должности начальника ГИ БДД за несоответствие занимаемой должности или вообще уволил бы из органов. Как я уже сказал, в свое время права покупал. Вождение сдавал сам, а за теорию платил 150 долларов. Но даже после оплаты ездил три дня на экзамены: то меня забыли включить в списки тех, кто покупает сдачу теории, то еще что-то случалось – уже не помню. На второй день я сказал гаишникам: «Ребята, вы что, охренели?! Я заплатил денег и еще должен ездить к вам как на работу?! Верните тогда деньги, я сдам в другом месте!». Но все равно: что тут, что в другом месте проще заплатить.
Почему я в Америке был законопослушным гражданином (в смысле, как водитель), а здесь, в России, могу развернуться через две сплошные, могу выскочить на встречную, постоянно превышаю скоростной режим и так далее? Ведь я остался тем же Николаем Ясиновским. У меня та же голова на плечах, да и мироощущение не поменялось. Да потому, что там все равны и американские дорожные полицейские не ставят себя выше граждан. Не считают людей за быдло. Они так же, как и все, едут в общем потоке, не включают свои мигалки и сирены для того лишь, чтобы проехать на красный свет или развернуться там, где хочется. В Америке полицейские, которые нарушают правила и без надобности используют спецсигналы, могут реально получить по мозгам от начальства, вплоть до разжалования и увольнения.
Бывшие менты, а теперь депутаты, да и нынешние начальники говорят, что «большинство личного состава – честные сотрудники», «случаи единичны» и «борьба продолжается». Лицемеры, да и только! Так и хочется сказать: «Сядьте в обычную машину, без маячков, покатайтесь по Москве да посмотрите, как ездят ваши коллеги и что вытворяют!»
Был забавный случай в Америке, когда моя жена хотела сдать на права. Мы приехали в участок, нотам сказали, что на 1,5 месяца сдача экзамена на права прекращена. Я спросил почему. Ответ был такой: «Русские украли билеты и ответы к ним. Распечатали и продают желающим за деньги. Поэтому нам надо время, чтобы поменять билеты». Могу представить, как они изменят билеты. Они ведь думают, что поменяют их местами и всё. А то, что русские украдут и новую версию, они даже не подозревают. Мы с женой от души посмеялись.
Пока я говорил только о плюсах Соединенных Штатов. Но есть один огромный-преогромный минус: Америка – это одна большая тюрьма. Если вы захотели с семьей или друзьями отдохнуть на природе, то вы не сможете этого сделать так же запросто, как у нас. Дело в том, что гулять и отдыхать можно только там, где есть парки, то есть отведенная для этого территория, а все остальное – это частная земля. Поэтому как только вы остановитесь и будете гулять вне отведенной территории, то через некоторое время приедет полиция, которая культурно объяснит, что здесь находиться нельзя, так как это земля частная. А если вы еще будете… ну, предположим, собирать грибы, то штрафа вам не избежать. Опишу лишь два случая из моей жизни. Когда я еще жил в Спокэне, то решил с другом поехать отдохнуть на природе. Мы выехали за город и остановились в чистом поле, на обочине проселочной дороги. Где-то в полутора километрах был виден одиноко стоящий дом. Мы даже не успели расположиться на траве, как к нам подъехала полицейская машина и нас попросили немедленно уехать, объяснив, что всё, что вокруг – это частная территория и люди, живущие во-о-о-н в том доме, не хотели бы видеть здесь посторонних. Мы попытались втолковать, что никому не мешаем и ничего плохого делать не собираемся. Но полиция ничего не стала даже слушать, и нам пришлось уехать. Во втором случае, уже будучи в Сиэтле, я со знакомыми русскими мужиками решил выпить водки на природе, но, памятуя о том, что просто так это не сделать, мы решили удалиться подальше. Минут тридцать мы пробирались сквозь какие– то заросли и валежник. Было такое ощущение, что здесь еще не ступала нога человека. В конце концов вышли к берегу какой-то речки. Водки тогда мы выпили немерено. По-русски. Домой я пришел грязный, как шахтер. Весь в глине, в каких-то ветках. Жена, когда открыла дверь, смеялась до упаду. На следующий день она описала меня во всей красе. Мы до сих пор иногда вспоминаем этот случай. Зато я и мужики были довольны – удалось выпить на природе. Обидно, что у нас в стране появился такой же минус. Какой-то урод купил несколько га земли, а если есть озеро, то и его захапал. И люди, жившие на этой земле десятками лет, теперь не могут ни порыбачить, ни искупаться в этом озере, а если и могут, то, чтобы подойти к воде, надо сделать крюк в несколько километров. А если еще рядом несколько таких же уродов купили 3—6 га земли, то собирать грибы и купаться вы будете в другой области. Вот так. Нет, я ни в коем случае не предлагаю, чтобы людям запретили приобретать землю в собственность. Просто делать это надо по-человечески, с умом, и не ущемлять права других. Хочешь быть богатым – будь, хочешь быть очень богатым – будь, но оставайся человеком. Знаете, однажды мои люберецкие друзья сказали мне одну очень короткую, но очень точную и мудрую фразу. Её я буду помнить всю свою жизнь и детям своим, и внукам буду цитировать. А сказали они мне вот что: «Николай, ты знаешь, почему ты наш друг? Потому что у нас такой принцип: если ты хороший человек – ты наш друг, а если говно – иди на хер». И они меня считали своим другом до самой смерти. И я горжусь этим и следую этому принципу сам.
Ну, и теперь хотелось бы рассказать о людях, то есть об американцах и американских законах. А это значит, я буду говорить опять о минусах американской жизни. Американцы и их законы – это «достояние» всего человечества. Как-то, читая книгу «1063 дня президента Кеннеди»55
JFK: Day by Day: A Chronicle of the 1,036 Days of John F. Kennedy’s Presidency (Terry Golway, Les Krantz), Amazon, 2010 год.
[Закрыть], я нашел там фразу, которую сказал один из американских политиков. Не уверен, что это была его собственная фраза, но она звучит так: «Глупость человеческая безгранична, а разум его ограничен». Так вот, это в полной мере подходит как к американцам, так и к их законам. Не буду отрицать, что в нашей стране тоже есть дураки, но, мне кажется, у нас все-таки меньше, чем считал классик, значительно меньше. Здесь уместно вспомнить слова Михаила Задорнова, который говорил: «Ну тупые…» И с этим трудно не согласиться. Это одна из причин, почему в Америке у меня не было друзей среди американцев и почему, даже имея большие деньги, я ощущал нехватку общения. Дело в том, что когда начинаешь заводить разговор на какую-нибудь тему: будь то история, география, о животных, об искусстве, музыке, то сразу же начинаешь понимать, что диалога не получится, а будет один монолог. И все это потому, что американец не в состоянии поддержать разговор из-за скудности своего кругозора, своих знаний. Он или она будут слушать вас с открытым ртом, и единственное, что будет услышано вами, это «wow» или «ой, как интересно». Для кого-то это, конечно, здорово.
Ведь начинаешь чувствовать свое превосходство. Кто– то начинает гордиться своими познаниями и тем, что умнее. У меня был один такой знакомый с русским именем Олег, который старался со мной общаться как можно реже. Если я и приглашал его пойти со мной в бар или на дискотеку, он всегда отказывался. И не потому, что не хотел, а потому что боялся потерять статус «звезды компании». В тот же вечер я мог встретить его в той же дискотеке или в том же баре, но с другими людьми. И когда Олега спрашивали: «Ты же не хотел идти?» У него всегда был один и тот же ответ: «Передумал». В один из дней я не выдержал и спросил: «Знаешь, почему ты не хочешь общаться со мной?» – и сам же ответил: «Потому что ты видишь, что я более эрудирован. Это тебя не устраивает, так как ты хочешь выглядеть лучше, чем другие, поэтому подбираешь себе компанию, где люди ниже тебя по интеллекту, а точнее – по эрудированности. Я же, в свою очередь, старался и стараюсь общаться с людьми, у которых я могу чему-то научиться, что-то почерпнуть для себя новое, и мне не стыдно, что эти люди во многих вещах умнее меня. Зато я никогда не стою на месте. И не даю себе и своим мозгам киснуть. Я продолжаю развиваться и совершенствоваться. Ты же всегда останешься на том же уровне, на той ступеньке, на которой стоишь». Скорее всего мои слова его обидели. Но я всегда считал и считаю, что людям надо всегда говорить правду, пусть не всю, но правду, какая бы горькая она ни была. А горькая правда никому не нравится, и даже мне. Но считаю, что умный человек из этого сделает вывод, а глупый так и будет продолжать обижаться. Но об этом я еще напишу, а пока вернусь к тому, с чего начал.