Читать книгу "СДВГ Лайф или Записки из непоседского дома"
Автор книги: Роман Савин
Жанр: Общая психология, Книги по психологии
Возрастные ограничения: 18+
сообщить о неприемлемом содержимом
Чеклисты
Используем Evernote:

Сделал дело, поставил галочку, гуляй смело
Другой пример чеклиста: список продуктов для покупки в магазине.
Сброс информации в EVERNOTE
Увидели на интернете полезную инфу: рецепт, график, видео – сохраните информацию в Evernote – текст, ссылки, картинки и т. д.
– > Читайте на сайте sdvglife.org
Календарь
Электронный календарь – это элементарная в использовании, в то же время супер эффективная вещь, так как отпадает необходимость не только запоминать вещи, но и запоминать, когда их нужно сделать.
– > Читайте на сайте sdvglife.org
Делегирование
Пекарь печет хлеб, сантехник чинит краны, таксист развозит людей. Разделение труда – это нормальная, правильная, эффективная организация общества. Пекарь, конечно может починить кран или подвезти друга до дома, но он почему-то выбрал свою профессию – печь хлеб, как основное занятие.
– > Читайте на сайте sdvglife.org
Время разбрасывать камни
Большая задача, например, ремонт дома, пугает и Ботаника. Что уж говорить о Непоседе. Его мозг просто перегревается, когда он думает о множестве вещей: съездить купить, с кем-то договориться, а, может, в другом магазине дешевле и т. д.?
– > Читайте на сайте sdvglife.org
Патруль времени
Время – субстанция, непонятная Непоседе. Непоседа существует на своей волне, и рутинные события – это для него трудно воспринимаемые вещи.
К сожалению, занятия в школе начинаются в определенное время, самолеты улетают согласно расписанию, а дни рождения происходят в конкретный день.
– > Читайте на сайте sdvglife.org
Мнемоника во дворце с секретаршей
Память Непоседы – это дырявое решето. Но, что есть, то есть, и с этим как-то надо жить.
В дополнение к КДД, чеклистам, сбросу инфы в Evernote, календарю и делегированию, необходима и прямая тренировка памяти. Вот два простых, но высокоэффективных метода:
1. Мнемоника
2. Дворец памяти
– > Читайте на сайте sdvglife.org
Медитация
«Большую часть времени наш ум затерян в фантазиях и иллюзиях, переживая заново приятные и неприятные моменты из прошлого и ожидая будущее с вожделением или страхом. Запутавшись в этих сетях из желаний и отторжений, мы не осознаем, что происходит именно сейчас и что мы делаем в данный момент.»
– С. Н. Гоенка
Для многих – медитация это какая-то непонятная вещь, возможно, несовместимая с православием и являющаяся атрибутом чудиков, носящих в 40 градусные морозы свои яркие одежды и напевающих «Харе Кришна, Харе Рама».
В реальности, медитация по своей сути и техникам не вступает в конфликт ни с одной из религиозных конфессий.
Медитация – это бесплатная, надежная, работающая и наиполезнейшая вещь. Особенно для Непосед.
На Западе ученые, занимающиеся мозгом, стали проявлять к медитации живой интерес, так как она дает положительные результаты без всяких побочек.
Пять минут в день
Вот простая и работающая техника: Сядьте поудобнее, можно лечь, (не нужно никаких поз из йоги, скрещенных ног и т.д.), закройте глаза и следите за дыханием.
Например,
ловите ощущения внутри носа (движение воздуха, холодок), когда проходит воздух. Когда вдыхаете, скажите про себя: «Вдох», когда выдыхаете, скажите про себя «Выдох».
Не форсируйте дыхание, пусть оно будет естественным.
Когда внимание уплывает на другие мысли или посторонние ощущения (звуки, зачесалась рука, и т. д.), просто спокойно и без эмоций переключите внимание обратно на дыхание.
То, что внимание уплывает – это естественная вещь при медитации. Не корите себя за это: вернули фокус обратно и продолжаем: «Вдох», «Выход».
Вот и вся наука! Медитируйте по 5 минут в день и вскоре почувствуете перемену – улучшается настроение, приходит спокойствие, повышается внимательность.
Кстати,
если медитируете вечером перед сном, то не нужны никакие барашки, прыгающие через ограду, медитация вырубает за пару минут.
Часть 5. Мысли вдогонку

Зачем нужна такая школа?
Слава Богу, что меня никогда не посылали в школу.
Она бы соскребла часть моей оригинальности.
– Беатрис Поттер
Я никогда не позволял школе
стоять на пути моего образования.
– Марк Твен
«И сотворили школу так, как повелел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему их дают в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться».
– Адольф Ферьер(это написано в 1920!!!)
Цыпленок и арбуз
Обычная средняя школа – это поточная система, основная задача которой – утрамбовать в молодые мозги тонны информации, которая формирует не образование, а его иллюзию.
Именно поэтому наставление мастера «Забудь обо всем, чему тебя учили» – это не байка, а реальность жизни.
На выходе средняя школа производит полчища 18-летних инфантильных цыплят, которые сразу после выпускного могут устроиться только на две работы: в бордель или же на погрузку/разгрузку на овощебазу.
В бордель или на овощебазу можно устроиться, не ходя в школу ни дня. Тогда чему в школе учат целых 11 лет и зачем нам такая школа?
10 лет от звонка до звонка
Школа тяготила и напрягала меня. Моя непоседская сущность была совершенно несовместима с этой странной средой, где дисциплина, зубрежка и тесты были важнее человеческого достоинства, творчества и оригинальности.
…
В нашей школе было несколько удивительных учителей.
Тогда, в советское время, они не знали о СДВГ, дислексии и других когнитивных и поведенческих нарушениях, но их талант педагога и любовь к нам делали чудеса.
К сожалению, они так же, как и мы, были заложниками системы.
Вот что меня в этой системе не устраивало:
Во-первых, я должен был сидеть прикованным к парте от звонка и до звонка.
Что характерно, даже в тюремной камере можно встать с нар, походить, размяться.
Любая попытка встать из-за парты, походить, размяться во время урока пресекалась на месте. Дисциплина превыше всего!
Кто вообще придумал, что дети должны быть прикованы к парте по несколько часов в день? Это же реальная физическая пытка!
Особо тяжело приходится ученикам начальных классов. Они должны резвиться на свежем воздухе, визжать, скакать, дышать полной грудью, а вместо этого их загоняют в душные классы, усаживают в ряды, как скот в стойло, и возводят написание курсивом в высшую ценность.
Миллионы детей подвергаются пытке каждый день, а мы думаем «Ничего, ведь я тоже через это прошел. Пройдут и другие», т.е. превращаемся в соучастников издевательств над беззащитными доверяющими нам существами.
Если учитель ударит ребенка, то папаша тут же прибежит разбираться с супостатом. Когда же учитель пытает ребенка годами, не позволяя ему двигаться, то никто и бровью не поведет.
Так и живем…
Во-вторых, предметы преподавались занудно и с упором на теорию.
Школа должна открыть ребенку жажду познания, зажечь искру интереса к учебе, дать толчок к самостоятельной работе.
У нас же даже нужные, полезные предметы, например, английский язык, преподавались кургузо, занудно, непрактично.
Не было наглядности, интерактивности, вовлеченности учеников в процесс обучения.
Многие учителя апеллировали к страху и чувству вины, вместо того, чтобы мотивировать и вдохновлять нас.
В-третьих, делался упор не на творческий потенциал или логику, а на запоминание и следование инструкциям.
Академический успех в школе достигался повторением того, что сказал учитель/автор учебника, а не созданием чего-то нового или какими-то оригинальными выводами из пройденного.
Для большинства из нас обучение в школе было погоней за оценкой, а не за знаниями.
Система выставления оценок порочна по своей сути, ибо она смещает фокус с жажды познания на жажду позитивного мнения учителя, которое и выражается в оценке.
Очень много прогрессивных школ за рубежом уже отказались от этой практики, и ничего, выпускают очень даже умненьких детишек.
В-четвертых, для всех учеников была одна и та же программа.
У каждого ребенка, пока по нему не прошлись катком средней школы, есть свои уникальные и ждущие раскрытия таланты.
Школа же является инструментом, чтобы нас усмирить и уравнять.

«Для честного отбора каждый должен пройти одинаковый экзамен: пожалуйста, залезьте на дерево»
Усмирение производится путем дисциплины (сидение за партой), а уравнивание – путем навязывания одинаковых и в своей массе бесполезных знаний.
В итоге:
– вместо развития уникальных способностей происходит причесывание всех под одну гребенку.
– разгильдяи, типа меня, своим медленным прогрессом и мерзким поведением тормозят по-настоящему перспективных ребят.
– человек идет по жизни, не осознавая свой потенциал, из-за чего проигрывает и он, и общество.
В-пятых, проблема психологического и физического насилия между учениками была пущена на самотек.
В Рунете можно найти полно видеоклипов с мобильников российской школоты, на которых булли (bully – агрессивный школьник) издеваются над своими одноклассниками послабее.
Булли-девочки измываются над ближним даже с большей изощренностью и жестокостью, чем парни. Удары ногой по лицу – на каждом втором видео.
Физическое насилие, психологический прессинг, унижение человеческого достоинства – это обычная вещь в советской и российской школе. Интересно, почему в школах не бьют в колокола и не объявляют политику Нулевой Терпимости к булли?
Я думаю, логика здесь следующая. Школа – это отражение общества, а в нашей психологии укоренилось, что издевательства над личностью (дома, на улице, в школе, в армии, на зоне) – это своего рода инструмент для воспитания этой самой личности.
Ну нельзя позволить человеку жить в радости! Нужно преподать ему науку, пропустить его через огонь, воду и медные трубы, довести его до суицида. Выдержал – МУЖИК! Не выдержал – слабак, Москва слезам не верит.
Именно поэтому жалоба учителю о насилии воспринимается, как стукачество. Покрывать подонка, рушащего своими издевательствами личность другого, считается благородным делом – получил, значит, слабак, терпи.
Самое страшное, что люди считают такую ущербную философию – нормой жизни. Норма жизни переходит в норму в школе. Все логично.
В-шестых, учитель мог безнаказанно унизить человеческое достоинство ученика.
Я и мои одноклассники выслушали немало нелицеприятных слов о себе, сказанных публично, а также пророчеств о нашем печальном будущем.
Что характерно, чем мрачнее были пророчества, тем большего достигли те, кому эти пророчества были адресованы.
А как некоторые учителя орали? Это же какая буря эмоций и не на холсте!
С таким голосом, страстью и блеском в глазах нужно объезжать диких мустангов, а не воспитывать будущих Платонов и быстрых разумом Невтонов.
Ради интереса я загуглил имя нашей сумасшедшей физички. Чтобы вы думали: я нашел пост от 2007 года, где говорилось, что жива-здорова и, как и раньше, оскорбляет и бьет учеников! В Штатах, она сначала бы отсидела за рукоприкладство, а затем была бы навечно отлучена от преподавания, но, как известно, у России свой путь – нам все норм.
В-седьмых, согласно школьной программе на нас сливались дикие объемы информации. Некоторые предметы были по-настоящему сложны для понимания и было неясно, зачем большинству из нас эти знания нужны.
Ради интереса составьте список вещей, которыми вы пользуетесь каждый день. Вот мой список:
1. Профессиональные знания.
2. Общение.
3. Навыки пользование компьютером.
4. Логика, риторика и критическое мышление.
5. Память, запоминание.
6. Вождение автомобиля и элементарный уход за ним.
7. Забота о физическом и психическом здоровье.
8. Семья: отношение с супругой, воспитание детей и забота о них.
По большому счету, школа (я закончил школу с углубленным изучением математики) дала мне лишь две практические вещи: правописание и математику. Все остальное, что мне нужно для жизни, включая профессиональные знания, я выучил сам (курсы, книги, общение, практика). Я не понимаю, на что я потратил 10 лет своей жизни, ведь за этот срок можно получить несколько специальностей и научиться стольким жизненным навыкам!
***
Мое глубокое убеждение: главные вещи, которые определяют нашу жизнь, должны преподаваться в школе.
Возьмем, например, воспитание детей.
У нас есть дикое количество семей с проблемами (алкоголизм, наркомания, психические расстройства, просто несчастливые люди) и, когда дети из таких семей вырастут, то они будут воспитывать своих детей так же, как воспитывали их.
И не по злому умыслу! А просто из-за того, что они не знают, КАК МОЖНО ПО-ДРУГОМУ!
Так почему бы не научить школьников воспитанию детей и заботе о них, чтобы хотя бы дать шанс их будущим детям быть счастливее?
***
Самое печальное: человек никогда не научится множеству полезных вещей, если не научить его этому в школе.
Кого-нибудь в школе научили делать искусственное дыхание или прием Геймлиха? Может быть кого-то научили формальной логике и диаграммам Венна? Или психологии семейных отношений? Или вождению автомобиля? Или приемам запоминания? Или искусству риторики?
Зато, например, биология преподается с 5 по 11 класс. Разбудите меня среди ночи, я вам тут же скажу разницу между анемофилией и гидрофилией (виды опыления).
Скажите мне, каким образом знания о пестиках-тычинках и рыбных пузырях важнее практических навыков о том, как обработать рану или спасти подавившегося ребенка?
***
И, интересно, какая практическая польза от прыганья через козла? Вы видели, чтобы люди записывались в спортивные клубы, чтобы прыгать через козла?
Конечно же, нет! Люди платят деньги за практические и полезные вещи, например, занятия на тренажерах, аэробику или боевые искусства.
Я ходил на тихоокеанские регаты, спускался в калифорнийские пещеры, висел в вертолете над Гранд Каньоном, пил ром с головорезами из Чиапаса, работал в поле под палящим солнцем Оахаки, видел величайшие холсты в лучших музеях мира, но нигде и никогда я не встретил козла, через которого нужно было бы перепрыгнуть.

Школьные году чудесные чудесны не из-за школьной системы или предметов, а из-за бурлящей энергии юности, а школьная уравнительная система и непрактичные предметы, скорее, душат юность, нежели помогают ей.
К счастью, есть исключение – школы, в которых детей любят больше, чем дисциплину, а развитие логики и творческой искры ставят выше, чем результаты тестов.
И со временем таких школ будет все больше и больше.
От Непоседы Непоседам
Для образования жемчужины в раковине, лежащей на дне океана, нужна песчинка – что-то «неправильное», инородное. Совсем, как в искусстве, где истинно великое часто рождается «не по правилам».
– Альфред Шнитке
Я хочу поделиться некоторыми вещами с Непоседами-тинейджерами и взрослыми Непоседами.
Находите и развивайте свои таланты
Вы уже прекрасно поняли, что мир будет гнобить вас за вашу «лень», прокрастинацию, социальную неуклюжесть, импульсивность и прочие чудесные вещи, которые природа вложила в ваши мозги в форме СДВГ.
Но, помните, что природа, обделив в чем-то, что-то дает взамен.
А взамен Непоседы получают существенный творческий потенциал, нестандартное мышление, драйв к свершениям, гиперфокус, интуицию. Совсем, кстати, неплохой наборчик!
Но, чтобы полноценно воспользоваться этими дарами, мы должны найти и развить свои таланты, т.е., встроенные в нас предрасположенности к той или иной деятельности.
Чтобы найти талант, нужно испробовать себя во многих разных направлениях.
На это может уйти не один год, и Непоседа, скорее всего, будет бросаться из одной крайности в другую, набивать себе шишки, терять деньги и друзей, перескакивать от отчаяния к надежде и обратно.
И это нормально, это просто борьба за себя. Так лучше, чем поднять лапки и позволить Синдрому украсть ваше будущее.
У каждого из нас есть только одна жизнь, и нам самим решать, что с ней делать:
– растратить ее на печи или же
– превратить в увлекательное приключение по поиску самого себя.
Пока есть силы, желание, время, нужно искать себя, так как потом, когда время уйдет, оно уйдет навсегда, и уже не будет ни сил, ни желания – останутся только горечь об ушедшем, бутылка водки и сопли.
***
Благословен тот, у когда с детства есть четко определенные способности. Например, ребенок уже в 7 лет рисует так, что взрослые замирают в восхищении, и сам он просто плывет на волнах счастья, когда берет в руки карандаши.
Но для большинства из нас найти свой талант – это непростая задача. Поэтому нужно искать, чувствовать намеки судьбы, ловить флюиды, открыть свой ум, поверить в свою неординарность и поверить в то, что мы… не настолько умны, чтобы оценить, какие вершины мы можем покорить и как высоко мы можем взлететь.
Рискованное предприятие, например, иммиграция или бизнес, могут принести такой успех, который и не снился некоторым вашим друзьям, которые шли по жизни премудрыми пескарями.
О премудрых пескарях замолвим мы слово
И, как ни странно, одним из препятствий будет то, что я называю «loser talk» – «разговорчики неудачника», т.е. когда окружающие будут комментировать ваши действия с негативными, насмешливыми, крылышкообрезающими или осуждающими нотками.
Примеры:
«Ты, Вася! Ты! Хочешь начать свой бизнес? Да ладно! Там уже все схвачено. Все уже украли до нас.»
«Петя, ты хочешь уехать в Америку? Нас там никто не ждет!»
«Сынок, вот вспомни, у тебя в прошлый раз не получилось. Вот ведь снова бросишь!»
«Милый, а может не надо уходить с работы? Ну не нравится, но ведь копеечка-то капает! А эти проекты, ну что с них поимеешь?»
«Старики говорили – лучше синица в руке, чем журавль в небе.»
«Где родился, там и пригодился. Куда тебя несет?»
Ну, вы поняли.
Скажу сразу: с такими людьми лучше не делиться своими планами и, если возможно, лучше обрубить с ними общение подчистую.
Вы должны понимать, что такие разговоры – это яд, который может отравить ваше будущее, обрезать вам крылья, вложить в подсознание программу неверия в свои силы.
Кстати, вспомните, что одна из особенностей Непосед – это охлаждение к проекту, когда кто-то найдет в нем изъян.
Понятное дело, что когда идет речь о команде, это одно дело, в этом случае критика – это вещь естественная, другое дело, когда вы делаете проект сами. В последнем случае помните, что едкий комментарий может погубить ваш драйв.
***
Истина заключается в том, что будете вы что-то делать или ничего не будете делать, всегда найдутся те, кто будет вас критиковать или просто выражать свое МНЕНИЕ.
Это в природе людей.
Даже если вы пожертвуете собой, спасая чужую жизнь из-за любви и сострадания, то все равно найдется моральный урод, который примерит ситуацию на свое жалкое естество и публично заявит, что вы сделали это из-за каких-то низменных побуждений.
Как говорят военные, у КАЖДОГО человека есть две вещи: его анус и его мнение.
Когда речь идет о том, чего вы можете добиться, то окружающие могут засунуть свое мнение себе в анус, так как это не их жизнь, а ваша.
Мы и сами себя не знаем! Как же тогда окружающие, большинству из которых на нас наплевать (как и нам на них), могут что-то знать о том, чего мы можем или не можем достичь?
Поэтому самое лучшее – это забить на чужое мнение, и НАПРОЛОМ идти вперед к своей мечте. Пусть балакают себе на завалинке – собака лает, караван идет.
Напролом
Друг молодости сказал, что у меня есть способности композитора, но голос так себе.
В итоге, я записал диск со своими песнями и своим голосом в профессиональной студии в Калифорнии.
***
Знакомый американский писатель, прочитав мою пробу пера на английском (вступление к учебнику), сказал, что мой английский настолько плох, что мою писанину нужно переводить сначала двуязычному человеку со знанием русского и английского, а потом уже отдать текст американцу-корректору.
В итоге, я выпустил учебник на английском языке, на котором заработал десятки тысяч долларов и который до сих пор меня кормит. Плюс я получаю письма с благодарностью со всего света.
***
Когда я уезжал в Штаты: без денег, связей, права на работу, люди в Москве говорили мне: «Куда ты? Тебя там никто не ждет!».
В итоге, я прожил в Калифорнии 15 лет, из которых большую часть проработал в компаниях Кремниевой долины, включая PayPal. Сейчас у меня вторая иммиграция… в которой меня тоже никто не ждет и меня это почему-то тоже не парит.
***
Я могу продолжать и продолжать, но суть дела в том, что я никогда не отличался какими-то выдающимися способностями.
Вокруг меня всегда были люди более продвинутые по всем показателям: интеллекту, слогу, математике, иностранному языку, харизме, усидчивости, внутренней силе. Я во втором поколении с высшим образованием – моя бабушка по маме даже не умела читать!
Но у меня есть один ингредиент, который двигал меня вперед. На каком-то интуитивном уровне я понимал, что со всеми моими проблемами, включая СДВГ, у меня есть только один способ чего-то добиться – это ТУПО ИДТИ НАПРОЛОМ, как локомотив, как носорог или человек, которому нечего терять.